Енотовидная собака, к началу ХХ столетия ещё неведомая охотникам европейской части России, в наши дни стала весьма распространенным трофеем. Именно с этой целью на протяжении трех десятков лет она и ввозилась из мест своего традиционного обитания – южных районов Дальнего Востока. Впрочем, если полвека назад на енотовидную собаку охотиться было можно, то сегодня – нужно. Расплодившись, этот некрупный, но чрезвычайно прожорливый хищник уже не первый десяток лет наносит существенный ущерб численности боровой и болотной дичи.
Енотовидная собака имеет столь выраженное внешнее сходство с енотом, что даже в литературе нередки классификационные ошибки в отношении этих представителей совершенно разных семейств. «Уссурийский енот», как еще называют енотовидную собаку, принадлежит отнюдь не к семейству енотовых, он относится к псовым. Удлиненное тело на коротковатых лапах, густой и довольно жесткий мех, темный на спине и светлеющий ближе к брюху, острая мордочка с характерными «енотовыми» бакенбардами и черной полумаской, пушистый хвост, но не полосатый, как у истинного енота, а однотонный – вот примерный портрет енотовидной собаки. Средние размеры животного – около 70 см длиной при общем весе 5-9 кг, заметно отличающемся у весеннего, после зимней спячки, и осеннего, нагулявшего жир перед голодной зимой.
Есть две основных причины быстрого распространения енотовидной собаки практически по всей европейской части страны и далее на запад: достаточно высокая плодовитость и всеядность. Не будучи особенно хорошим бегуном, енотовидная собака, по преимуществу, «охотник-собиратель». Обходя прибрежные отмели, она с равным аппетитом поедает всю встреченную мелкую живность, включая рыб, моллюсков, червей, ракообразных, лягушек, не брезгуя падалью. Не остается без угощения и на суше: мыши и землеройки, дождевые черви, ягоды, корешки, некоторые злаковые культуры – все годится в пищу непривередливому добытчику. Наиболее неприятной – для любителей родной природы вообще и охотников в частности – особенностью ночного промысла енотовидной собаки является ее пристрастие к уничтожению птичьих кладок и выводков. Так, за одну ночную вылазку в конце весны – начале лета, каждая особь разоряет далеко не одно гнездо с птичьим потомством. Учитывая же широкую распространенность и высокую плотность расселения енотовидной собаки, можно не удивляться тому факту, что самые адекватные и дорогостоящие меры по восстановлению численности отдельных видов пернатой дичи не дают видимых результатов.
Пышный, длинный, пусть и грубоватый мех енотовидной собаки, представляющий определенную ценность – вполне достаточный повод для охоты на нее. Казалось бы естественным, подобно добыче иных пушных трофеев, промышлять ее зимой, когда пушистая шубка особенно хороша, но … Но енотовидная собака – единственная из всех ныне известных псовых – зимой погружается в подобие спячки. Следовательно, лучшее время – поздняя осень. Такая охота не причисляется к категории сложных, потому может быть рекомендована начинающим, не обладающим большим опытом охотникам.
Поистине бесценную помощь в добыче зверя способны оказать собаки. Енотовидная собака не слишком осторожна, близко подпускает возможных преследователей и, учитывая короткие лапы, не славится быстрым бегом. Взявшая след собака быстро настигает беглянку и без особого труда удерживает ее до подхода стрелка.
При отсутствии четвероногого помощника, енотовидную собаку рациональнее всего скрадывать поблизости от норы. Вообще говоря, дальневосточная «гостья» склонна использовать в качестве жилья чужие – лисьи или барсучьи – норы. Опознать же ее место проживания помогают характерные признаки: остатки многочисленных трапез, следы, схожие с отпечатками лап небольшой собаки. Наиболее перспективное время – раннее утро, когда енотовидная собака сытая и уставшая возвращается в свое логово после очередной ночной «экспедиции». Наконец, много енотовидных собак добывается на охоте в качестве попутного трофея. 19.01.2012 | Теги: енотовидная собака
|